Эммаус

Между массивом Иудейских гор и плодородной Аялонской долиной более тысячи лет находилось древнее поселение Эммаус. С III по VII в н. э. оно считалось городом и именовалось Никополь. В этой точке на карте сходились несколько дорог, ведущих из Яффо в Иерусалим и соединяющих юг Палестины с Самарией. Во времена владычества хасмонеев, римлян и византийцев Эммаус-Никополис был важным экономическим и военно-политическим центром Палестины. Сегодня это - окрестности города Рамла.

Дата основания города неизвестна. Древнейшее, дошедшее до нас, упоминание о нём содержится в первой книге Маккавейской и связано с борьбой еврейского народа против греко-сирийских захватчиков. Возглавлял её Иуда Маккавей (II в до н. э.).

Что означает название?

Если название «Никополь» (Город победы) довольно просто объясняется и понятно любому, кто знает хоть немного греческих слов, то со словом «Эммаус» не всё так просто.

Считается, что оно происходит от слова «хамат» или «хамта», которое в переводе с иврита означает «горячий источник». В II – I вв. до н. э. название трансформировалось под влиянием греческого языка. Даже в еврейских текстах того времени встречаются формы: Аммаус, Эммаум (Еммаум), Маус, Амус и пр.

История Эммауса.

В эпоху хасмонеев город был фактическим административным центром региона. Тут находилась резиденция управляющего топархией (крупной административной единицей). По сведениям Иосифа Флавия, в 4 г. до н. э. Эммаус был разрушен римлянами почти до основания. После этой трагедии на месте города осталось лишь небольшое селение. Таким его знал и евангелист Лука во времена написания священной книги.

По дороге из Иерусалима здесь апостолам явился Иисус. Они узнали учителя не сразу, произошло это по воле самого Христа. Этот евангельский рассказ в дальнейшем и стал одной из причин почитания Эммауса как святого места.

Конец II в н. э. был ещё драматичнее. После жестокого подавления мятежа Бар-Кохбы Эммаус сильно пострадал. Тут стали расселяться римляне и самаритяне.

В III в. н. э. тут жил и творил христианский мыслитель Юлий Африкан. Он активно переписывался со столпом тогдашней христианской философии – Оригеном. Церковные и светские историки византийской эпохи сообщали, что именно Африкан возглавил делегацию горожан, которая просила у императора Элагабала статус города (полиса) и новое, более престижное, название «Никополь» для Эммауса. Пожелания были удовлетворены, и именно так город именовался в конце римского периода своей истории и всю византийскую эпоху. Однако, и прежнее название не было забыто.

При владычестве константинопольских императоров город бурно развивался, рос и даже был центром епархии. Там, где ученикам явился воскресший Христос, построили крупный церковный комплекс. Именно со времён Византии началась традиция паломничества в эти места.

В VII в. сюда пришли арабские завоеватели. Поселению вернули древнее имя, но, в то же время, оно пришло практически в полный упадок, превратившись в арабскую деревню.

До эпохи крестоносцев христиан тут не было. Пришельцы из Европы восстановили храм, но богослужения в память о явлении воскресшего Христа регулярно проводились и в других городах Святой земли. После этого связь между маленькой арабской деревенькой и городом из Библии забылась. Заново открыли этот факт только благодаря работам выдающихся историков XIX в.: Герена, Э. Робинсона, Клермона-Ганно.

Находки археологов.

Ещё на начальном этапе археологических исследований тут обнаружили остатки крепостных стен хасмонейского периода, термы, построенные римлянами, гидравлические строения, возведённые римлянами и применявшиеся византийцами и другие уникальные объекты.

Святые и святыни Эммауса

В течение XIX века тут произошел ряд событий, увеличивших значение места как святыни. Так, в 1878 г. – монахиня кармелитского монастыря Мария (впоследствии св. Мария Вифлеемская) увидела Христа, который указал ей, что Эммаус и есть библейский Эммаус. После этого видения земли деревушки были выкуплены орденом у местного населения.

На грани XIX – XX веков тут вели раскопки монахи ордена Святейшего Сердца Иисуса. Был возведён католический монастырь, появилась возможность принимать паломников, которые скоро устремились в заново обретённое святое место. Трагические события арабо-израильских войн не обошли эту территорию, и в 1967 г. деревушка окончательно исчезла с карты.

Эммаус сегодня.

Сейас святыни и исторические памятники Эммауса доступны всем паломникам и туристам. Они находятся рядом с Латрунским перекрестком скоростной трассы, соединяющей Иерусалим и Тель-Авив.

Тут же находятся многочисленные еврейские захоронения, датируемые первыми годами нашей эры. У туристов есть возможность осмотреть развалины византийской церкви с отлично сохранившимися мозаичными полами, остатки храма, построенного крестоносцами. В комплексе культовых построек и исторических памятников функционирует и небольшой музей истории городка.

Итак, традиция паломничества, которое более 1700 лет, продолжается и в наши дни.

Информация

  • Иврит:אמאוס
  • Адрес: Эммаус (недалеко от Латруна и парка “Канада”), Latrun junction, P.O.B 638, 7210601 Ramla,
  • Телефон:+972 52-356-2071
  • Сайт:http://www.emmaus-nicopolis.org/
  • Статья Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%BC%D0%B0%D1%83%D1%81_(%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C)
  • Рабочие часы: пн.- пт. 8.30 – 12.00, 14.30 – 17.30, зимой до 17.00.: Сб. 8.30 – 17.30, зимой до 17.00: Вскр. –  по предварительной договорённости
  • Как доехать: до развязки Латрун, на шоссе №  3, около парка “Канада”.  Из Иерусалима:  на любом автобусе, останавливающемся в Латруне (404,433, 434, 435). От остановки – пешком по направлению к  Модиину 15 минут. Из Тель-Авива:  до Рамле на автобусе 411, или маршрутном такси, или на поезде, затем  до Латруна на автобусе 433.  От остановки – пешком по направлению к Модиину – 15 мин.
  • Епархия: собственность государства (Управление древностей)
  • Тип здания (Церковь/Монасты́рь/Храм…): церковь, раскопки
  • В каком году был построен: примерно (II в. до н. э.).
  • Фотографии из инстаграмма:
  • Карта: