Стена Плача

самая, пожалуй, известная достопримечательность Иерусалима и самая главная святыня иудаизма. Практически все экскурсии по Израилю включают посещение Стены Плача.

 

В 70 г. н.э. римляне разрушили Второй Храм, и Стена Плача – уцелевшая часть стены вокруг Храмовой Горы Старого Города Иерусалима. Она является частью опорных сооружений Ирода Великого для укрепления Храмовой горы.Это одна из стен, построенных для поддержки площадки, на которой стоял Храм. Под Стенойй Плача находятся подземные туннели (открыты для посещения), и там можно увидеть то, что осталось от фундамента Храма.

Согласно пророку Иеремия Западная стена Храма сохранится даже и после его разрушения;  так и случилось, и Стена Плача, как самая близкая к Храму стала величайшей святыней иудаизма уже начиная с IV в. Здесь евреи оплакивали падение и Первого, и Второго Храма (это случилось в один и тот же день – 9 ава, но в разные годы), и оба раза это было наказанием Бога евреям за их грехи. Согласно легенде, на Девятое ава, в годовщину разрушения Храма, на камнях блестели капли росы, словно Стена сама испускала слезы. С тех пор евреи всего мира молятся, обращаясь в сторону Израиля, евреи Израиля обращаются в сторону Иерусалима, а евреи Иерусалима – в сторону Стены Плача.

Стена открыта для всех конфессий и, вообще, для всех желающих. При этом следует соблюдать определенный дресс-код; так, мужчинам необходим головной убор, а если его нет – при входе выдают кипу (по-русски – ермолку). Для молитв мужчинам отведено место слева, женщинам – справа.

Местоположение и размеры

Сегодняшняя  Стена  Плача –это  57 м участка древней стены на западном склоне Храмовой Горы. Стена обращена фасадом на площадь в Еврейском квартале отведённую для молитвы. Высота Стены – 19 метров; она состоит из 45 слоёв камня, 28 из которых находятся над землёй и 17 под землёй. Стена сооружена без применения какого-либо скрепляющего раствора – настолько плотно пригнанны  друг к другу каменные глыбы. Высота камней около 1—1,3 м, длина — от 1,5 до 3 м. Средний их вес – от двух до шести тонн каждый.

Сооружение Стены датируется 19 г. до н.э. Ее построил Ирод I для поддержания земляной насыпи, сделанной при расширении территории Храма. Само строительство датируется примерно с 37 до 4 г.г. до н. э.; и уже в 70 году н. Э. Второй Храм был разрушен армией Тита. Масштабы и Первого, и Второго Храма были впечатляющими: Храм был около 90 футов в высоту, глубина его подземной части составляла приблизительно 60 футов.

История

jerusalem-980328_640этого места начинается с Авраама: он решил принести в жертву Исаака именно на Храмовой горе, которая высится позади Стены плача. Эта гора в иудаизме считается Камнем основания мира. Здесь был построен Первый Храм (Храм Соломона) со Святой Святых, где хранился ковчег Завета со скрижалями, полученный Моисеем непосредственно от Бога. Этот Храм разрушили вавилоняне в 586 г. до н.э.

Через 70 лет храм решили восстановить – был воздвигнут Второй Храм. В 19 году до н. э. царь Ирод начал его реконструкцию. Для расширения Храма он выстроил мощную подпорную стену. Стена Плача или Западная Стена – это сохранившаяся ее часть. При этом Ирод Великий, чтобы не испрашивать у римлян разрешение на строительство (было маловероятно, что его удастся получить) применил обходный маневр. Он честно отправил в Рим посланца за разрешением, заранее предполагая, что это займет порядочно времени, а тем временем начал строить. Когда гонец вернулся из Рима, строительство было уже закончено. В своем указе император Октавиан писал так: “Если не начал строить – не строй. Если начал – разрушь. Если закончил – оставь все как есть”.

Второй Храм был разрушен в 70 г. н. э. во время Первой Иудейской Войны войсками императора Тита.   В Талмуде написано, что: «… Западная стена Храма никогда не будет разрушена, потому что Шхина [Божественное присутствие] находится на западе» Бамидбар, 11:63).  В 135 году восстание Бар-Кохбы было разгромлено римлянами; евреям было запрещено даже посещать Иерусалим. Именно с тех пор Стена – всё, что осталось от Храма, – стала для евреев всего мира духовным центром. Первый христианский император Константин I разрешил им один раз в году въезд в Иерусалим, чтобы оплакать у Стены потерю Храма. Саладдин захватил Иерусалим в 1193 году. У Стены – на расстоянии только 4метров – он поселил марокканцев. Право молиться у святыни предоставил евреям в XVI века Сулейман Великолепный. После образования государства Израиль (1948 г.)  Старый город Иерусалима оказался под контролем Иордании. Все время иорданского контроля (1948 – 1967г.г.), евреям практически не разрешали доступ к Стене.

Во время Шестидневной войны (1967 г.), израильские десантники с боем прорвались к Стене. Здесь состоялась молитва за павших, и раввин Горен – впервые за две тысячи лет – протрубил в шофар (ритуальный рог).Впоследствии перед Стеной былп образована площадь, вместительностью около 400 тысяч человек.

Значение Стены

prayer-801509_640Плача не только в том, что она является важнейшим символом еврейской культуры. Еще царь Соломон, построив Первый Храм, сказал: «Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: «Мое имя будет там»; услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем. Услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля, когда они будут молиться на месте сем; услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй» (3 Царств 8:17).

Известно, что события, описанные в священных и для иудеев и христиан книгах, происходили на Храмовой горе, которую окружает Стена. Именно здесь случилось испытание Авраама – Бог потребовал от него принести в жертву единственного сына. Священно это место и для мусульман: на месте Первого Храма расположена третья по степени значимости исламская святыня — мечеть Купол Скалы, внутри которой есть камень,  с которого пророк Мухаммед вознесся на небо на крылатом коне Бурак.

Особая святость этого места обусловлена прямой его связью с Божественным присутствием. Миллионы паломников и туристов ежегодно прибывают в Иерусалим, и одна из их целей – увидеть Стену Плача и оставить здесь записку с просьбой ко Всевышнему. Странное чувство обвладевает большинством молящихся – им кажется, что вместе с ними здесь находятся миллионы и миллионы тех, кто приходил к Стене Плача в предшествующие века.

Сегодня Стена Плача является самым святым местом для евреев всего мира. Сюда стекается множество и израильтян и туристов; все молятся или просто молчат. Молитвы у Стены – на различных языках, каждый молится по-своему: кто-то медленно покачивается, кто-то, прильнув к стене, просит Его о своем, а кто-то и плачет навзрыд.
В праздники и по субботам у Стены Плача царит оживление, мужчины даже пляшут со свитками Торы. Но не на женской половине: женщинам вместо веселья положено, даже и в праздники, лишь смиренно молиться Ему.

Здесь проводится множество современных церемоний: присягают новобранцы боевых частей Армии Обороны Израиля; мальчики, достигшие религиозного совершеннолетия (13 лет – Бар-Мицва) впервые, как взрослые, вызываются здесь к чтению Торы; особые торжества проводятся в День Независимости Израиля и в День Освобождения Иерусалима.

Площадь перед Стеной Плача – своеобразная синагога  под открытым небом. Особо религиозно значимая синагога размещена также внутри Стены (вход в нее свободен и для неевреев). И снаружи, и внутри принято читать Книги Псалмов, а  в дни поста, посвященного разрушению Первого и Второго Храмов – Плач Иеремии с пением траурных мелодий.

Огромная Стена царит над площадью. Эхо вторит молитвам; люди, припав к Стене, обнимают и целуют священные камни. Пророчество Иеремии, предсказавшего как разрушение Храма Соломона, так и долгие века сему священному месту сбылось!

Записка в Стену Плача

western-wall-463216_640эта традиция происходит из обязанности вбивать гвоздь между камнями Стены для того, кто отправляется в далекое путешествие, а также из обычая  писать на камнях Стены Плача имя больного и, вообще, нуждающегося в помощи Всевышнего человека (описано Биньямином Тудельским при его посещении Палестины – 1168 г.) Раввины же предложили вместо того, чтобы портить святыню, вкладывать записки с просьбами в щели Стены. И сегодня религиозные авторитеты отнюдь не считают этот обычай признаком суеверия, полагая его вполне легитимным способом выразить свои религиозные чувства (более миллиона записок в год).

По другой версии, традиция вкладывать записки, обращенные к Богу, в щели внутри Стены Плача впервые упоминается в «Падэ Авраам» (книге о знаменитом мудреце и каббалисте Хаиме бен Атаре). Рассказывается, что мудрец в письменной форме попросил Его даровать удачу  своему ученику, велев ученику отнести записку к Стене Плача. Бог не отказал в просьбе – и ученик прославился как законоучитель рабби Хида.

В иудаизме считается, что упоминание имени человека в святом месте обладает особой духовной силой. Обращение к Богу требует не только молитв, но и практических действий,  работы, которую человек делает в сердце, поэтому сам акт написания просьбы вызовет у Него более благосклонный отклик. Просить же Его непосредственно у Стены Плача – означает наибольшую вероятность благосклонного принятия прсьбы. Традиция вкладывать записку в Стену Плача давно перестала быть исключительно иудейской. Даже папы Павел VI, Иоанн Павел II и Франциск оставляли свои записки в Стене.

Как и о чем просить? Желательно просить лишь о реальном и конкретном; надеяться на чудо можно, но вряд ли стоит ожидать его только в результате своей записки. Следует понимать, что если Он и внимет вашей просьбе, то сделает только то, что Он Сам полагает лучшим для вас. Желательно подкрепить просьбу практическими делами, например, благотворительностью. Положитесь на внутреннее чувство – оно подскажет вам, принята ли ваша просьба. Следует понимать, что если ваша просьбы и принята, то Он сделает только то, что Сам считает нужным для вас; а что именно нужно вам, Он знает лучше вас.

Просьбы Ему в наш век прогресса можно отправлять даже по почте: “Израиль – Иерусалим – Стена Плача (Западная Стена) – Богу”. Присланные записки вкладывает в щели Главный Раввин Стены.  Раз в месяц записки собирают и хоронят с соблюдением особого церемониала в сппециальном месте на Масличной горе, Такое захоронение называется «гениза», хоронить так принято любой текст, где упоминается Его имя. Кроме того, существует множество сайтов, предлагающих услуги по доставке записок к Стене Плача. Работает ли это – вопрос к Нему.

Противоречия

jerusalem-663593_640между мировым и еврейским сообществом и мусульманскими религиозными лидерами в отношении Стены: отрицание мусульманами права евреев на Стену Плача началось с  Арабо-Израильским конфликтом. До 1920-х г.г. мусульмане называли Стену «Аль-Мабха», т.е.«место плача»; но уже позже по мере роста антиеврейских настроений начали именовать её Стеной Аль-Бурак.  Мусульмане утверждают, что Стена дарована исламу по следующим причинам. Во первых, они считают Стену местом, где пророк Мухаммед привязал своего крылатого коня Бурака. Во-вторых, они полагают Стену святой собственностью Вакфа  Иордании (несмотря на то, что официальные путеводители, изданные Вакфом в 1914, 1965 и 1990 годах, не указывают на исламскую святость Стены, а в статье «аль-Бурак» в Энциклопедии Ислама Стена вообще не упоминется).

У евреев – по утверждению короля Саудовской Аравии, высказанному еще в 1973 г. – вообще нет никаких прав в Иерусалиме. Так, известный мусульманский авторитет, муфтий Наср Фрадид Вассел, издал фетву о том, что Западная Стена – дарование исламу , сообщив, что она есть часть мечети Аль-Акса. Он уверен, что Стена принадлежит мусульманам всего мира «до конца света» и запрещает мусульманам называть Стену Бурака Стеной Плача.

Ясир Арафат публично провозглашал, что нужно начинать «…со святой Стены Бурак — именно так она называется, а не Стеной Плача». Согласно заявлениям муфтия Иерусалима,  Стена принадлежит исключительно мусульманам, а “…такой вещи, как Стена Плача, не существует – это лишь часть мечети аль-Акса”. По его мнению “…ни один камень из стены Аль-Бурак не имеет какого бы то ни было отношения к иудаизму”. Однако, после того, как администрация США решительно осудила подобные заявления, руководство ПА было вынуждено убрать из официальных документов эти высказывания.

Большинство же религиозных и светских евреев, как и основная часть мирового сообщества, считают Стену объектом права Израиля и святым местом иудаизма . При этом, согласно опросам общественного мнения, от 90 до 97% израильских евреев категорически выступают за права Израиля на Западную Стену. Еще в 2009 г. израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху в своей речи провозгласил, что “флаг, реющий над Котелем — это флаг Израиля! И нши святые места навечно останутся под властью Израиля!”

Информация

У женщин должны быть покрыты плечи, замужние женщины подходят к Стене с покрытой головой. Кипы и платки для покрытия головы и плеч можно получить у стены. Проход к Стене раздельный для мужчин и для женщин. Мужчины молятся с левой стороны, женщины – с правой. Подход – через металлоискатель и досмотр содержимого сумок.