Вознесенский монастырь (Русская свеча)

Спасо-Вознесенский монастырь на горе Елеон - одна из жемчужин культовой архитектуры Иерусалима. Храм управляется миссией Русской православной Церкви за Границей, находящейся тут же. Всего в общине 46 монахинь из России, Румынии, Эстонии, Германии, Австралии, арабских стран. На участке, который занимает монастырь произошли два важных события в священной истории. Тут стояла Богородица в момент Вознесения Иисуса, тут же произошли первое и второе обретения головы Иоанна Крестителя.

Территория

Площадь, занимаемая монастырем, составляет почти пять с половиной гектаров. Помимо самого строения тут находятся две рощи (сосновая и посадка маслин), кладбище.

История монастыря

Точкой отсчёта истории Вознесенского монастыря считается 1870 г., когда архимандрит Антонин (Капустин) купил тут участок на собранные пожертвования. Планировалось создание мужского монастыря.

Архимандрит Антонин был образованным человеком и очень интересовался историей. При нем в 1871 г. начались археологические раскопки. Вскоре были открыты первые мозаики и гробницы. В ходе исследований на участке нашли и много бытовой утвари, скульптуры и захоронения, и мозаичные полы, которые стали частью дома архимандрита и часовни Иоанна Крестителя. Спустя два года, в 1873 г. раскопки надолго приостановили.

Женский монастырь

Монашеская община (уже женская) была создана тут в 1905 году. Сначала в ней было 15 сестер, а к 1914 г. число насельниц монастыря превысило сто человек. В нём созданы иконописная и златошвейная мастерские, богадельня (больница), гостиница.
С началом Первой Мировой территорию заняли турецкие солдаты. Монастырь был опечатан, богослужения прервались. Часть монахинь переселились в Александрию, другие разместились в монастырях с  греческими общинами, получив поддержку от Иерусалимского патриархата.
В 1917 г. жизнь в монастыре возобновляется. Английские войска, занявшие город, помогали продуктами сёстрам, вернувшимся сюда из Александрии. В 1919 г. удалось восстановить богослужения.
В течение всего двадцатого века обитель часто переживала непростые времена, но всегда оставался одним из крупнейших и самых важных монастырей Русской православной Церкви за Границей.

Внешний вид

Архитектурный замысел постройки принадлежал архимандриту Антонину. Использование нео-византийского стиля подчеркивало связь с греческой церковью и истоки русского православия. Проект выполнил и реализовал итальянский зодчий Иоанн-Батист Бизелли.
Апсиды крестово-купольного храма ориентированы идеально по сторонам света. Церковь строилась с 1873 по 1881 годы с длительнымй перерывом на период войны Турции с Россией 1877-1878 г.г. Только в 1886 году храм освятили – с письменного позволения султана.
В южной части собора установлены мраморные киоты с иконами Богородицы, привезёнными из России. Рядом установлены фрагменты мощей святых и плиты, найденные при раскопках женского монастыря V в.

Колокольня «Русская свеча»

Эта 64-метровая постройка близка по стилю к кампаниллам, которые строились в Италии в Средние века. Возвел здание Антонио Лангодорки. За форму башня названа «Русской свечей». Здесь установлено несколько крупных колоколов сложной работы. Вес самого большого из них пять тонн.
Увы, в настоящее время колокольня в аварийном состоянии. Реставрация ведется с 2014 года. Храм ежегодно посещает множество православных паломников. Захоронения игуменов, мощи и чудотворные иконы почитаются верующими из многих стран.

Информация