Цфат

Города Израиля такие же разные, как и его люди. Конечно, они схожи в общих чертах, их очень многое связывает, но каждый хранит свою уникальную память, у всех своя «биография» и нрав.

Приглашаем вас в задумчивый, спокойный и в то же время гостеприимный Цфат – один из четырех святых городов иудаизма. Сюда едут ради духовной гармонии, покоя, приобщения к красоте, кристально чистого воздуха и замечательных видов, открывающихся в разных точках города, расположенного на высоких холмах.

Расположение

Город относится к Северному административному округу Израиля и лежит в исторической области Галилея. Местность здесь возвышенная (800 – 900 метров над уровнем моря), что создаёт очень специфический климат.

Отсюда прекрасно видны Средиземное море, озеро Кинерет, заснеженную вершину горы Хермон. Вокруг Цфата между холмами протекает много маленьких речушек и ручьев.

До Иерусалима отсюда довольно далеко (по меркам Израиля) – 200 км,  до Хайфы – 75 км., а доТель-Авива – 160 км. Такое удаление от шумных деловых и развлекательных центров создаёт тут особую атмосферу размышлений, покоя и уединения.

Прошлое священного города

Первое упоминание о городе принадлежит Иосифу Флавию (Иосиф бен-Маттитьяху). Он знал Цфат под названием «Сафа». Уже тогда поселение относилось к городскому типу.

Местная крепость была усилена повстанцами – зелотами в ходе подготовки к войне с Римом. Конфликт известен в истории как Первая Иудейская война (66 – 70 гг. н. э). Итоги его были очень печальны. Иерусалим оказался в руинах, не уцелел и Второй Храм.

Что было в это время с Цфатом, нам практически неизвестно. Ясно лишь то, что город, как менее значительный с политической и военной точки зрения, уцелел и в нём поддерживался огонёк культуры еврейского народа.

Туман несколько развеялся лишь в начале второго тысячелетия нашей эры. В те времена крестоносцы построили тут новую крепость – стратегический узел на пути в Дамаск.

Укрепление просуществовало сравнительно недолго, и, уже будучи по сути руинами, переходила из рук в руки в ходе войны между султаном Сирии и Египта Салах ад-Дином (1138 – 1193 гг.), крестоносцами и мамлюками.

В XIII в. султан Египта из мамлюкской династии Бейбарс (1223 – 1277 гг.) сделал город своей резиденцией в Иудее. Сюда переместились чиновники, купцы и множество поселенцев – в том числе и евреев. Главными их стимулами для переезда в Цфат были безопасность, власть, терпимая к евреям и возможность вести дела.

С 1516 г. для города началась эпоха османов. Сюда стали переезжать изгнанные из Испании евреи-сефарды.

Довольно спокойная жизнь способствовала производству и рассвету. Тут началось изготовление высококачественных шерстяных тканей, которые ценились по всей огромной Османской империи. Уже в 1560-е гг. сюда начали съезжаться знатоки Каббалы и Галахи (религиозно – философских учений в рамках иудаизма). Свои йешивы тут основали: рабби Моше Кордоверо, Иосиф Каро, Моше Альшех и учитель Ицхак Лурия Ашкенази.

Моше Кордоверо создал тут несколько трудов, посвященных скрытым тайнам текста Торы, а Иосиф Каро завершил тут сборник еврейских законов, известный как «Шульхан Арух».

С османских времен вокруг города осталось множество бережно охраняемых святынь – могил известных мудрецов. Особым почитанием пользуется место захоронения РАШБИ – рабби Шимона бар Йохая. Рядом похоронен и его сын. Каждый год, через 33 дня после начала праздника Песах, сюда приходят тысячи паломников со всеми своими бедами и радостями.

Рабби Йонатан бен Узиэль захоронен в месте, которое называется «Амука». Могила находится практически в ущелье и до неё нужно добираться по трудной и очень извилистой дороге.

XVII в. был для города трагическим. Он пришел в упадок из-за изменений на мировом рынке тканей и войн. В 1660-х он и близлежащая Тверия были разрушены. Цфат оправился значительно быстрее и уже через пару лет тут снова жили люди.

Тяжелым для этих мест периодом была и первая половина XX века. С окончанием Войны за независимость Израиля жизнь тут успокоилась и Цфат стал туристическим, духовным и культурным центром.

Стоит помнить, что в субботние дни и праздники жизнь тут замирает, а город может показаться обезлюдевшим.

Цфат в наши дни

Тут функционируют десятки синагог и йешив. Но город знаменит не только ими – Цфат называют городом и каббалистов, и художников. Галерей, мастерских и уличных вернисажей тут невероятное количество.

Архитектура города крайне необычная и разнородная. Это связано с его планировкой на холмах и тем, что  застраивали Цфат выходцы из самых разных и часто очень далёких (как географически, так и культурно) стран мира.

Рядом с городом на сыроварнях делают замечательный полутвердый Цфатский сыр. Эта гастрономическая диковинка – ещё один предмет гордости для горожан.

Гуляя по городку, обязательно обратите внимание на музей печатного искусства, содержащий собрание старинных типографских станков и книг, и крепостной холм с остатками укреплений периода крестоносцев. На той же возвышенности найдено немало предметов быта, посуды и оружия.

Очень интересная экспозиция представлена в музее Бейт Ха-Меири. Собрание орудий труда, утвари, книг и других артефактов повествует о еврейском заселении страны. В музеоне Ха-Танах представлены картины художника Филлипа Ратнера на библейскую тематику.

Известен Цфат и совершенно замечательными по своей архитектуре и внутреннему убранству синагогами: “Абуав” и “Ари Ашкенази”, привлекающими далеко не только иудеев, но и всех любителей красоты.

Одна из главных целей  ценителей искусства в Цфате- это Кирият Ха-Оманим – квартал мастеров искусства. Эту часть города ещё в конце 1940-ых гг. заселили несколько десятков талантливых живописцев. Чтобы бегло осмотреть все местные галереи потребуется не менее трёх часов. Но будьте уверены – это стоит сделать.

Город мудрецов и творцов ждёт вас.

Информация:

  • Иврит: צפת
  • Округ: Северный
  • Основан: давным – давно
  • Площадь: 29 км²
  • Статья Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D1%84%D0%B0%D1%82
  • Население: 30 100 человек (2010)
  • Плотность: 1038
  • Телефонный код: +972
  • Почтовый индекс: 131ХХ
  • Сайт: www.safed.co.il

Places in Цфат

Find More