Среди евреев Израиля (75-80% населения страны) выделяют несколько подгрупп и ветвей; все они, однако, составляют единый народ. Есть и научное тому подтверждение: доказано, что геномы еврейских общин близки по своему составу, т.е. между евреями – не только культурно-религиозная, но и этническая близость.

Деление на еврейские субэтносы в Израиле носит неофициальный и достаточно условный характер, сегодня это практически только вопрос самоидентификации. В стране успешно происходит формирование единого еврейско-израильского этноса; смешанные браки между представителями различных общин никого не удивляют. Израильтян, родившихся уже на территории страны, называют “Сабры” (говорят, что их характер подобен плодам кактуса  “Сабра” – колючие снаружи и сладкие внутри).

Ашкеназы и Сефарды

О этим двум подгруппам принадлежит большинство евреев Израиля. “Ашкеназы” происходит от “Ашкеназ” – средневековое название стран, некогда расположенных на месте Германии и Северной Франции. Там, как и вообще в Европе, евреи жили издавна… Так, на территории современной Германии проживание евреев документировано уже с 4 в. (!) Во Франции евреи проживали начиная с раннего Средневековья; в Польше с   13 в.  В Российской империи евреи появились в 1791 г., когда восточные земли Королевства Польского вместе с населением отошли к России. Сегодня “ашкеназами” считаются потомки евреев – выходцев из стран Западной, Центральной и Восточной Европы.  

“Сефарды” происходит от ивр. “Сфарад” – “Испания”; так называют потомков евреев, изгнанных из Испании в 1492 г.  Их маршруты пролегали, в основном, в Оттоманскую империю, позднее в Магриб и другие восточные страны. Коренным языком ашкеназов был идиш; сефардов – ладино.  

Различия между сефардами и ашкеназами проявляются в обрядовой практике, в некоторых бытовых привычках и традициях, в кулинарии.

Индийские евреи

Община состоит из двух основных субэтнических подгрупп. Кочинские евреи  жили ранее, в основном, в индийском штате Керала. Бней-Исраэль (“Дети Израиля”) селились в Бомбее и других крупных городах. Считается, что они – потомки евреев, в незапамятные времена потерпевших кораблекрушение у побережья Индии. Большинство  индийских евреев репатриировалось в Израиль; их общая численность в стране – несколько десятков тысяч человек.

Эфиопские евреи

Иначе – “Фалаша” (в пер. – “пришельцы”) — иудейская община, до начала 80-х г.г. 20 в. проживавшая в провинциях северной Эфиопии и в г. Аддис-Абеба. Самоназвание – Бейт Исраэль” (“Дом Израиля”). По легенде их праотец – сын царя Соломона и царицы Савской Менелик.

Занятие до репатриации – крестьяне и ремесленники. До 2015 г. большинство эфиопских евреев репатриировалось. Сегодня численность  общины – около 150 тыс., причем более половины из них родились уже в Израиле.

Ранее их языком был официальный язык Эфиопии – амхарский. Сегодня же, разумеется, практически все они перешли на иврит. Эфиопские евреи пользуются многочисленными льготами в сфере приобретения жилья, образования и рабочих мест. Они охотно служат в ЦАХАЛ, отдавая предпочтение боевым и десантным частям, в полиции и в спецслужбах. Среди представителей общины – политики, высокопоставленные менеджеры, офицеры, врачи, лица свободных профессий; вообще, их социальный состав вполне приближается к общеизраильскому.

“Чёрные евреи”


Самоназвание – “Иврим Исраэлим” т.е. “Израильские евреи”. Происходят от иудеев, бежавших из Эрец-Исраэль после разрушения Второго Храма и достигших побережья Африки. Впоследствии – в качестве чернокожих рабов были доставлены в Америку. Их новейшая история началась в 60-х г.г. 20 в. в США. Руководитель общины Б.Картер настаивал на необходимости соблюдения субботы, еврейских запретов, обычаев и праздников, изучения Торы. В 1969 г. первая группа прибыла в Израиль. Сегодня в общине – более 3000.  Они живут, в основном, в Димоне, Араде и Тверии, являются полноправными израильтянами и обладают всеми гражданскими правами и обязанностями.

Среди евреев – выходцев из СССР и СНГ выделяются еще несколько особых субэтнических подгрупп.

Горские евреи


Иначе – “Кавказские евреи”. Ранее жили, в основном, в Дагестане и в Азербайджане Полагают, что их предки пришли на Кавказ из Персидской Империи в 5-6 в.в.  н.э. , Сегодня большинство горских евреев – в Израиле, общая численность – около 150 000 чел.

Грузинские евреи

Считается, что их предки впервые переселились  в Грузию в 586 году до н. э. Сегодня большинство грузинских евреев (свыше 120 тыс.) – в Израиле, в основном, в Ашдоде и Ашкелоне. В общине тщательно   соблюдают обычаи и традиции, представляющие собой своеобразную смесь традиций и быта грузин и иудеев. В Ашдоде ежегодно отмечают официальный городской праздник “День Грузии”.  

Бухарские евреи

Ранее  проживали в Узбекистане  и Таджикистане. Их история начинается с 14 в., когда Самарканд и Бухара были процветающими столичными центрами империи Тимура (Тамерлана). В Израиле их – более 200 тыс. чел. Община довольно сплоченная и тесно интегрированная в жизнь страны. Выпускают несколько газет на своем языке (своеобразный   “самаркандско-бухарско-таджикский” еврейский вариант фарси).

Крымские евреи (крымчаки)

Проживали в Крыму,  исповедовали традиционный иудаизм и говорили на своеобразном крымчакском диалекте. Их предки были изгнаны в Крым из Римской империи после подавления восстания Бар-Кохбы.  Впоследствии они, приняв испанских, византийских и российских единоверцев, слились в 19 в. в единую “крымчакскую” общину. Все крымчаки (около 1 тыс.) репатриировались в Израиль. Увы! – сегодня они полностью ассимилированы, “растворившись” в более многочисленных общинах…

Перечисленные группы – субэтнические; однако, среди евреев есть и религиозные различия: иудаизм включает несколько основных  направлений.

Ультраортодоксы  

Община ортодоксальных евреев, особо строго соблюдающих все заповеди иудаизма. И они сами, и многие израильтяне называют себя “Харедим” (“Ревнители”, “Трепещущие”). Период расцвета ортодоксального еврейства пришелся на 19 в., в основном – в Восточной Европе; среди членов общины и сегодня преобладают ашкеназы. Харедим заметно отделяют себя как от светского иудаизма, так и от религиозных сионистов, считают себя единственно “правильными” иудеями. Они строго соблюдают все законы кашрута; не пользуются Интернетом, социальными сетями и т.п. В их среде считается, что мужчина должен много лет изучать Тору, Талмуд и труды мудрецов (в хедере, затем – в ешиве). Он – безусловный глава семьи. Удел женщины – дом и воспитание детей; от нее требуется подчеркнутая скромность в одежде и поведении. Браки заключаются по сговору между родителями. Образование, начиная с детского сада, раздельное. В общественно-политической жизни страны харедим участвуют мало, следуя при голосовании указаниям своих раввинов, не служат в ЦАХАЛ. Среди харедим выделяется группа т.наз. “Баалей Ле Тшува” (“Вернувшиеся к заповедям”, т.е. выходцы из нерелигиозных семей, вернувшиеся к традициям ультраортодоксов). Они, как правило, несколько менее строги в соблюдении законов иудаизма, используют некоторые элементы культуры современного общества.

Религиозные сионисты

Движение иудаизма, вполне сочетающее соблюдение религиозных норм со службой в ЦАХАЛ, успешным профессиональным продвижением в областях науки и технологии, искусства, культуры и политики. Положения движения разработаны А. Куком. Внешний признак его приверженцев – “вязаная кипа” ( в отличие от “Харедим”, чей головной убор – черная матерчатая кипа.

По опросам к этой группе относится до 15% еврейского населения Израиля – как ашкеназы, так и сефарды. В движении – многие раввины, синагоги, система государственно-религиозных школ. Среди них много офицеров, научно – технических работников, представителей искусств и лиц свободных профессий.

Хасиды

Хасидизм, как особое течение в иудаизме, начался с 18 в. в Восточной Европе. Хасиды утверждают, что истинное  приближение к Богу обеспечивает не интеллект, изучение книг, трудов знаменитых раввинов, не лекции и религиозные диспуты, но эмоциональное Его постижение. В их среде чрезвычайно распространены радостные пляски и мистические откровения. Различные направления хасидизма возглавляются “Цадиками” –  своеобразными харизматическими лидерами. Считается, что цадик – это праведник, почти святой, и он вполне может быть посредником между Богом и людьми. Знаменитый раввин Элияху бен Шломо Залман и другие резко сопротивлялись хасидизму, противников хасидизма назвали “Митнагдим” (“Оппоненты”) . Сегодня разница во взглядах между хасидами и “митнагдим” стерлась, хасидские общины успешно сосуществуют с ортодоксальными. Большинство хасидов – ашкеназы.

Евреи консервативного и реформистского иудаизма.

Реформистский иудаизм возник в XIX веке в Германии. Реформисты настаивали на необходимости “осовременить” иудаизм:  вести богослужение с органом и на немецком языке, отказаться от надежд на возвращение в Пале­стину, и полагали, что это поспособствует интеграции евреев в немецкое общество. Разумеется это было трагическим заблуждением, ибо во времена Холокоста реформисты в Германии преследовались так же, как и все остальные евреи. Сегодня ритуальные одежды реформистского раввина такие же, как и у пастора; женщина может быть посвящена в раввины.   

Консервативный иудаизм, возникший в начале 20 в. в США, занимает промежуточную позицию между реформистским и ортодоксальным. Его приверженцы настаивают на постепенных изменениях; они сохраняют иврит в богослужении, строго соблюдают субботу и законы кашрута. Реформистский и консервативный иудаизм довольно попу­лярны в США и странах Западной Европы. В  Израиле также существуют реформистские и консервативные общины, однако, их популярность в стране невысока.

Караимы

(в пер. с иврита – “читающие”) – еврейская религиозная подгруппа, возникшая в 8 в. в Багдаде. С 11 в. центр караимов переместился в Испанию,  а затем – в Византию, а после турецкого завоевания Византии (16 в.) – в Литву (г. Тракай) и Крым. Тогдашние центры караимской мысли находились в Вильно (Вильнюс) и в Крыму (Евпатория). В России, начиная с 18 в., караимы были освобождены от уплаты “еврейского налога”; им было разрешено свободное приобретение земли. С этого неравенства и началось взаимное отчуждение между евреями и караимами. Во время 2-й Мировой войны нацисты на оккупированных территориях СССР никак не могли разобраться в том, кто же такие караимы. Для решения этого вопроса они обратились к известным раввинам, и те, для спасения караимов, утверждали, что те не являются частью еврейского народа.   Учение караимов отвергает Талмуд и все позднейшие религиозные труды. Единственный источник истины для них – Библия. Глава духовенства караимов – “Хахам” (“Мудрец”), в русской транскрипции – “Гахам”. Службы в караимской синагоге (“Кенасса”) идут под управлением “Гассана” (статус, аналогичный раввину). Сегодня караимы считаются ветвью еврейского народа. На них, включая внуков, распространяется “Закон о возвращении”, право на репатриацию, получение гражданства и всех связанных с ним прав и обязанностей.